Бизнес-план проекта: 10 составляющих успешного бизнес-плана
Составление бизнес-плана – процесс трудоемкий и выполнять его следует с особой тщательностью. Существует ряд моментов о которых следует помнить.
1. Мелочи.
Не следует описывать до мелочей продукты и услуги уже существующие. Особенно в начале. Это приводит к необоснованному увеличению объемов бизнес-плана. Инвестор, читающий ваш бизнес-план, по факту должен с первых страниц понять, что вы предлагаете и что хотите получить. Если этого не произойдет, то следующие пятьдесят страниц не будут ему интересны.
2. Команда проекта.
Не давайте «призрачных сведений» о членах управленческой команды проекта, отсутствие конкретики может все погубить. Кроме того, во многих случаях именно люди являются основными объектами капиталовложений, а не сам проект.
Следует проявить внимательность в выборе «консультантов» — они должны быть на связи. Часто инвестор выражает желание пообщаться с указанными консультантами лично, чтобы убедится, насколько они проинформированы и глубоко изучили ваш бизнес-план. Это затягивает переговоры.
3. Используйте цифры.
Лексика при составлении бизнес-планов должна быть ближе к реальности. Такие фразы, как «отсутствие конкуренции», «продукт, не имеющий аналогов», «большой рынок» могут быть легко опровергнуты и не отражать реальную картину.
4. Не отрывайтесь от жизни.
Приведенный маркетинговый план должен опираться в целом на реальные предложения и способы реализации.
5. Не сочиняйте биографических данных участников.
Данные должны содержать правдивую информацию или известные факты, имевшие место в жизни и деятельности участника бизнес-плана. Инвестор может уделить больше внимания чтению биографий и проверке участников, нежели нужной аналитике проекта.
6. Конкретика.
Фразы не должны быть расплывчатыми и обтекающими. Например, «финансирование находится в стадии обсуждения». Финансирование и его источник должны быть выбраны на момент представления бизнес-плана, а договоренности достигнуты.
7. Прогнозы.
Финансовые прогнозы — немаловажная часть, поэтому они должны быть представлены по годам. Причем для первого года, лучше всего сделать помесячный прогноз, обозначив начальное финансирование и затраты на текущие операции. Для второго и последующих годов целесообразно выполнить расчеты поквартально. Следует реалистично показать и обозначить сроки возврата инвестиций, если проект будет успешным. Это повысит заинтересованность инвесторов, поскольку возврат вложенных средств их волнует куда больше, чем последующая прибыль.
8. Анализы рынка.
Анализ рынка, представленный вами, должен быть точным и профессиональным. Не осветив все аспекты и его особенности в количественных показателях, вы покажете свою некомпетентность и незнание ситуации на рынке. Следовательно, следует проводить анализ рынка, рассматривая его перспективы, наличие заказчиков, рыночной доли товара, операционные затраты и прочее.
9. Затраты.
Бизнес-план не терпит содержания приблизительных данных на операционные затраты. Какими бы затраты ни были (косвенными, постоянными, переменными и т.д.), вы должны предоставить их точные размеры. Не забудьте про аутсорсинг, если в ваши планы входит привлечение других организаций.
10. Без J-образных графиков.
Самое важное — чего точно не должно быть в бизнес-плане!
При построении графиков на основании финансовых показателей, кривые не должны резко уходить вверх. Такие кривые называют J-образными, а графики имеют нереалистичный вид.
Опытные инвесторы знают, что образование такой кривой указывает на недостаточность вашего знания конкурентной среды рынка и расстановку сил на нем.