Без единого гвоздя

01:08

В сети много больших и красивых сайтов. Некоторые из них посещают десятки и сотни тысяч человек в день; иногда даже и десятки миллионов. Для поддержания себя на постоянно высоком уровне владельцы этих ресурсов тратят сотни тысяч долларов на маркетинговые исследования и рекламную поддержку.

Они содержат огромные штаты программистов, разного рода оптимизаторов и маркетологов, что тоже стоит немалых денег. Достаточно очевидно, что для создания и содержания подобного рода мегапроектов требуются суммы, выражающиеся числами никак не менее чем пятизначными (хотя есть исключения - Yahoo - например).

Но, оглянувшись вокруг, мы увидим, что подавляющее большинство сайтов в Сети - это домашние странички, небольшие тематические сайты, скромные интернет представительства и пр. По большей части, бюджет таких сайтов равен нулю, поэтому, они обычно так и остаются в безвестности, со временем исчезая в дебрях Geosities.

Однако всегда ли безбюджетный проект - мертвый проект? Посмотрите, есть много сайтов, начинавшихся с верстки «на коленке», а теперь - это монстры Рунета. В рамках серии статей о планировании бюджета я хочу одну из заметок посвятить рекламе сайта «на халяву».

Посмотрим, что у нас есть в качестве исходного материала для раскрутки сайта с нулевым бюджетом?

  • Доменного имени нет, но можно найти удачный редирект;
  • Дизайн, макет и контент только собственные;
  • Жизненное пространство ограничено и сверху висит чей-то чужой рекламный баннер;
  • Платные сервисы недоступны (даже самые дешевые);
  • Баннеры - только свои и ни о какой покупке дополнительной рекламы речи не идет;
  • Анонсы - только если удастся дать бесплатные.

Что же есть в нашем распоряжении?

  • Поисковые машины;
  • Службы каталогов;
  • Баннерные сети;
  • Объявления;
  • Рейтинги;
  • Новостные группы.

Все эти средства продвижения сайта могут быть как платными, так и бесплатными, причем эффективность рекламы от этого, в общем случае, не зависит. Можно добиться первых мест в рейтингах поисковых машин, не заплатив за это ни копейки, однако, немного заплатив, сделать это несравнимо легче. Тоже самое касается рейтинговых систем и, конечно же, объявлений.

Что же касается служб каталогов, баннерных служб и ссылок на дружественных серверах, то такая реклама обладает заметным эффектом снижения трафика. То есть, успешное размещение ссылки на сайт в каталоге или на другом сайте может дать единовременный прирост посещений на 100-200 человек в день (с Yahoo может приходить до 1-3 тыс. в день!), но уже через неделю интерес к новому сайту слабеет, а через месяц-другой превращается в тоненький пересыхающий ручеек.

Фактически, получается, что для успешной рекламной кампании при нулевом вложении капитала, требуется приложить колоссальное количество усилий, чтобы скомпенсировать недостаток средств. При этом времени обычно хватает только на что-нибудь одно.

Итак, что же осталось в ладошках?

  • Необходимость работать больше, чем это возможно;
  • Снижающаяся отдача долговременных кампаний;
  • постоянные сложности «на ровном месте». То, что при наличии средств может быть сделано буквально за копейки, превращается в серьезную проблему.

Таким образом, при работе с нулевым бюджетом на первое место выступает планирование кампании. Планирование настолько жесткое, насколько это вообще возможно. Казалось бы, парадокс - там, где планировать нечего, требуется жесткое планирование. На самом же деле, мы, в первую очередь, должны планировать наши силы! Дел очень много, поэтому концентрация усилий на одном направлении приобретает «пиковую» важность. Самое важное в работе с нулевым бюджетом - это не распылять силы на неосуществимые проекты.

При первом приближении, схема раскрутки выглядит следующим образом: составляется жесткий график работ, которому надо - кровь из носу - следовать, в этом графике указывается поэтапная оптимизация каждого потокосоздавателя. То есть вы твердо знаете когда, что и, главное - зачем, вы делаете. Обратите внимание - что следует соблюдать порядок оптимизации, а не заниматься всеми ресурсами сразу.

Второй важный момент - это количество возвратов посетителей на ваши страницы. Не имея активов, вы не можете вести агрессивной рекламной политики, а, следовательно, не можете позволить терять своих посетителей из-за того, что им что-то на сайте не понравилось (при условии полезности информации). Для вас важен каждый посетитель, более того, основной целью является набор постоянной аудитории.

Следовательно, одним из самых важных инструментов раскрутки сайта становиться пост-маркетинг, то есть, сопровождение посетителя после его попадания на головную страницу ресурса, создание условий, при которых ему захотелось бы вернуться.

Основное, но отнюдь не единственное такое условие - это качественное, постоянно пополняемое и обновляемое содержание вашего сайта (как вы думаете, почему на новостных сайтах больше всего посетителей?).

Практика показывает, что порядок на сайте, удачное построение и простота использования имеют большее (или, по крайней мере, не меньшее) значение, чем агрессивная раскрутка. Безусловно, если заниматься только сайтом и совсем забросить его продвижение, то известность к вам, возможно, придет, но лет, эдак, через дцать.

С другой стороны, даже при самой агрессивной раскрутке, если на вашем сайте реально нет контента или он убог и невзрачен, то в скором времени вас «запомнят и начнут бить», как выражается один мой коллега.

Таким образом, возникает необходимость найти и соблюдать некоторый баланс между раскруткой и обустройством своего детища.