Интернет в России: взят рубеж в 15%
Фонд «Общественное мнение» опубликовал очередное исследование аудитории российского интернета. В последнем квартале зарегистрирован рекордный прирост пользователей за все время измерений.
Опросы ФОМа проводятся каждый квартал на протяжении уже двух лет методом опроса случайной, стратифицированной выборки из 15–21 тыс. респондентов во всех регионах России. Данное исследование «Лето 2004» является уже восьмым по счету, и оно стало рекордным во многих отношениях.
Во-первых, зарегистрирован рекордный прирост пользователей интернета. Такими считаются все, кто выходил в интернет хотя бы раз за последние шесть месяцев. Их число увеличилось на 2 млн человек до 16,9 млн, что составляет 15% населения России. А ведь еще весной 2004 г. проникновение интернета составляло всего 13%.
Очень серьезно увеличилась трехмесячная аудитория — до 15,5 млн (+1,8 млн), месячная аудитория выросла до 13,4 млн (+1,4 млн), недельная — до 9,5 млн (+1 млн), а суточная — до 5 млн (+1,7 млн).
Как и раньше, российские интернетчики весьма неравномерно распределяются по регионам, причем за квартал сильнее всего увеличилась доля Москвы, а в Сибири интернетчиков стало меньше на 100 тыс. человек. В столице же теперь живет 19% всех интернетчиков (3,3 млн человек; +0,6 млн), Центральный регион без Москвы — 16% (2,7 млн; +0,2 млн), Приволжский — 17% (2,9 млн; +0,5 млн), Северо-Западный — 15% (2,5 млн; +0,2 млн), Сибирский — 11% (1,8 млн; -0,1 млн), Южный — 12% (2 млн; +0,3 млн), Уральский — 5% (0,9 млн; +0,1 млн), Дальневосточный — 4% (0,7 млн; 0). Количество пользователей в Москве растет опережающими темпами уже третий квартал подряд.
За последний год их доля выросла с 16% до 19%, и теперь в Москве интернетом пользуются уже 40% (!) населения, тогда как в остальных регионах этот процент составляет от 11% до 14%, и только в Северо-Западном регионе составляет 23%. Таким образом, рекордный для России уровень проникновения интернета в 15% достигнут в основном за счет столицы.
Москва по этому показателю уже практически сравнялась с развитыми европейскими странами, такими как Франция (44%) или Испания (47%), тогда как вся остальная Россия остается на уровне Бразилии (16%).
Радует, что по общему числу интернетчиков (16,9 млн) Россия уже вышла на пятое место в Европе, немного отставая от тех же Франции (21 млн) и Италии (23 млн).
Как и раньше, Москва сильно отличается от всех регионов по активности интернет-аудитории. Столичные интернетчики наиболее интенсивно пользуются интернетом: 46% из них выходят в Сеть ежедневно (+3 пункта к прошлому кварталу), тогда как в целом по России этот процент составляет 30% (+1). Получается, что в каждый отдельный момент времени 24% присутствующих в онлайне — это москвичи. Это при том, что в столице живет всего лишь 7% населения страны.
По статистике мест пользования интернетом за последний квартал тоже произошли некоторые изменения. Еще больше людей стали выходить в интернет с работы и из дома: по 45% — это рекордные показатели за все время измерений. От друзей, по месту учебы, в интернет-кафе и в других местах в интернет выходит все меньше народу.
Уровень образования московского интернетчика все больше отличается от среднероссийского: здесь 58% пользователей имеют высшее образование (в среднем по России — 37%). Звание самого «молодого» второй квартал подряд сохранил Приволжский регион, где молодежь от 18 до 24 лет составляет 43% всех интернетчиков. В Москве таких 24% (-2 пункта), в целом по России — 35% (-1 пункт).
Хотя и медленными темпами, но продолжает сокращаться разница в количестве мужчин и женщин в Рунете. Сейчас интернетом пользуются 18% российских мужчин и 12% российских женщин, а пропорция между ними в онлайне сократилась на 1 пункт до 57:43. По регионам пропорция почти не различается. Самыми «женскими» регионами являются Москва и Дальневосточный регион (среди всех пользователей женщины составляют 47%).
Итак, летом 2004 г. российский интернет поставил новый рекорд по темпам прироста пользователей. За три месяца их количество увеличилось на 2 млн человек, то есть каждый день около 22.000 россиян впервые выходят в интернет. Очень впечатляющие темпы.
Уровень проникновения достиг 15% по стране и 40% по Москве. О таких цифрах пару лет назад мы могли только мечтать.