Электронная торговля — 2005: итоги года
Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) подвела итоги года в области электронной торговли и представила результаты подробного исследования.
Сектор В2В
По оценкам НАУЭТ, наибольший рост отмечен в секторе В2В. Годовой оборот корпоративной e-commerce в 2005 году при росте в 294%, составил $ 1300 млн. Для сравнения — в 2004 году рынок В2В обернулся лишь в $ 442 млн.
В ходе исследования НАУЭТ, совместно с маркетинговой службой PM GROUP, опросил 64 торговые В2В площадки, получив информацию об объемах рынков, их отраслевой структуре, количестве участников в системе, общем числе заявок на торговых площадках за год, количестве объявлений о продаже и покупке, количестве аукционов и прочем.
Из общих $ 1300 млн наибольший оборот по закупкам и продажам имела отрасль ТЭК — $ 806 млн (62% от общей суммы). Обороты остальных отраслей хозяйства ниже в разы. Так, продукты питания получили $ 110 млн (8% общего оборота), сельское хозяйство — $ 125 млн (10%), многоотраслевые — $ 49,2 млн (4%), компьютеры — $ 35 млн (3%), металлы — $ 24,9 млн (2%).
При этом наибольший прирост в годовом обороте имели компьютерные площадки — 565% роста: до $ 35 млн в 2005 году — с $ 6,2 млн в 2004 году. ТЭК-отрасль в e-commerce поднялась на 231% с $ 349 млн до $ 806 млн. Многоотраслевые площадки получили $ 49,1 млн оборота против $ 32,5 млн в 2004 г при росте в 151%.
Количественно больше всего торговых В2В-площадок в многоотраслевой торговле — их там 23. Металлы, строительство, нефтепродукты и газ продаются на 8 площадках в каждой из этих отраслей. Продуктам питания торгуют на 6 корпоративных площадках. Лес, сельское хозяйство, химия и энергетика представлены на 5. Меньше всего В2В площадок у тех, кто занимается издательством, полиграфией и рекламой, а также компьютерами и предоставлением финансовых услуг — в этих отраслях по 3 площадки на брата.
Сектор B2C
В сегменте B2C наблюдается последовательный плавный рост, революций в этом секторе за год не произошло. Говоря о тенденциях, которые влияли на B2C в 2005 году, НАУЭТ упоминает изменения в законе «О защите прав потребителей» в части продаж через Интернет. Кроме того, подчеркиваются тенденции слияния и укрупнения магазинов (расширение eHouse, покупка магазином 003.Ru магазинов «Быттехника.Ру» и m3x.ru, покупка холдингом Marta магазина 003.Ru).
В ходе исследования объема рынка В2С было опрошено около 600 интернет-магазинов. Выяснялись объемы заказов и продаж через интернет в 2005 году. Спрашивали также о средней стоимости заказа. В результате была получена оценка общего объема рынка В2С, его структура по товарным группам. Кроме того, были определены самые популярные товары, покупаемые в интернете.
Итак, розничный сектор интернет-торговли получил $ 1020 млн оборота. Интернет-магазинов, продающих бытовую электронику стало больше на 260%: 52 магазина существовало в 2004 году — 136 стало в 2005. Автомобили и запчасти продают в 65 магазинах, прирост их количества составил 325%. Книги, журналы, CD, DVD также можно купить в 65 разных местах, рост этого сектора розничной е-торговли равен 310%.
Товары и оборудование для дома можно было приобрести в 58 местах, тогда как 2004 году — лишь в 10; прирост составил 580%. На 100% примерно стало больше магазинов медицинских товаров и медтехники, одежды и обуви, офисных и компьютерных товаров. Начали открываться в 2005 году, по данным НАУЭТ, магазины аудио-, видео- и цифровой техники — в 2004 году магазинов этого направления не было среди опрошенных.
Впервые открылись также ресурсы, где заказывают билеты на культурные мероприятия. Кроме того — магазины, предлагающие программное обеспечение, продукты питания и алкоголь, магазины раритетных товаров, предметов искусства, антиквариата.
В количественном соотношении больше всего в Рунете магазинов бытовой техники — 62% всего розничного сектора, автомобилей и запчастей -12%, книг, CD и DVD — 12%, игрушек, подарков, товаров для детей — 11%, товаров и оборудования для дома -11%. 10% магазинов предлагают компьютерное оборудование, 7% — спортивные товары, 5% — аудио-, видео- и цифровую технику.
По объемам продаж, соответственно, лидируют магазины бытовой техники — 39% общего оборота принадлежит именно им. За ними следуют магазины компьютерного оборудования — 14%. Долю в 10% оборота получают с игрушек, подарков. 8% и 7% — с цифровой техники и книг соответственно. 8% приносят и товары для дома.
Как водится, больше покупают то, что меньше стоит. Так, книги и диски в день при средней стоимости покупки в $ 7,4 заказывают 468,5 раз. Далее следуют билеты на культурные мероприятия — они расходятся по110 в день при стоимости в $ 25билет. Программное обеспечение покупают на $ 250 по 77 раз в день. Компьютеры и к ним комплектующие — 49,1 раз, отдавая $ 228. Самая большая средняя стоимость покупки, понятно, значится за магазинами автомобилей и запчастей, составляя $ 864; в день таких покупок происходит 2,94. На $ 400 приобретают спортивных товаров, совершая 17,26 покупок. $ 250 отдают ежедневно 22,7 раз за товары класса люкс и ювелирные изделия.
Наибольший рост в обороте среди товарных групп продемонстрировала группа косметических и парфюмерных товаров. При сравнительно маленьком общем обороте в $ 8 млн, она выросла аж на 1000%. Товары для дома «подтянулись» на 250%, оборот их в 2005 году составил $ 30 млн. Такие же деньги увидели магазины аудио-, видео- и цифровой техники, их рост составил 220%. В $ 36 млн оценивается оборот товаров для детей при темпах роста в 186%.
Ценными кажутся представленные в отчете сведения о годовом объеме продаж отдельных компаний. Ozon.Ru при 1000 заказов в день получал примерно по $ 30, заработав около $ 18 млн. «М-Видео» получило чуть меньше $ 20 млн в объеме продаж на бытовой технике. Программное обеспечение в Softkey расходилось по $ 100 больше чем в 140 заказов в день, составив объем продаж более $ 1,5 млн. Спортивные товары в «Спортмастере» обернулись в $ 15 млн с продаж. PalmShop.Ru продал компьютерного оборудования на $ 14 млн, совершая 55 продаж по $ 500 в день (по оценке НАУЭТ).
Исследуя сектор розничной торговли, НАУЭТ и PM GROUP, опросили не только «В», но и «С». В выборке участвовало 3850 человек, среди которых — посетители интернет-кафе Cafemax и участники интерактивного опроса на сайте НАУЭТ. По результатам исследования, 18,6% опрошенных в Cafemax в прошлом году покупали что-либо в интернет-магазинах.
Опрошенные интерактивным путем совершили 2168 покупок на общую сумму 5 102 702 рублей ($ 182 239). При этом средняя сумма, потраченная человеком в интернете за год, по данным интерактивного опроса, составила $ 634. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что из 22 млн интернет-пользователей по России совершали в 2005 году покупки в интернет-магазинах 4 101 694 человек.
Средняя стоимость покупки составляла $ 84. Оценивая рынок по данным, полученным со стороны клиента, исследователи пришли к выводу, что объем рынка сектора B2C составляет $ 2,6 млрд (со стороны бизнеса он оценивается в $ 1020 млн).
Платежные системы в интернете получили за год в целом $ 3 560 млн оборота. Из них CyberPlat — $ 1 120 млн, e-port — $ 680 млн, WebMoney Transfer — $ 640 млн, «Яндекс.Деньги» — $ 300 млн.
Сектор В2G
В2G совершил в 2004 году высокий скачок, увеличив обороты до $ 2130 млн, тогда как в 2003 они составляли лишь $ 141 млн. В 2005 темпы роста не столь впечатляющи: оборот в сегмента «бизнес — государству» составил $ 2174 млд при росте в 102%.
Санкт-Петербургский АИС ГЗ стал рекордсменом в минувшем году по количеству закупок: 70 000 закупок от 7 844 поставщиков на сумму 3 538 млн руб. На 49 000 млн руб закупила ОЭТП Росатома. СЭТ Краснодарского края увеличила сумму закупок в 2005 году почти в двое — 1 057 млн руб при количестве закупок в 38 751. ЭСМТС Новосибирской области купила на 2 840 млн руб.
В исследовании приводятся также «сведения по информационному обеспечению госзаказа в сети Интернет» с указанием электронных адресов сайтов по госзакупкам (www.zakupki.gov.ru, www.bob.ru, gostorgi.ru, www.tender.mos.ru, www.gz-spb.ru), электронных аукционов (www.etrade.bel.ru, www.goszakaznso.ru, www.agzrt.ru), сайтов, на которых производятся запросы котировок (www.gz-spb.ru, www.set.cuban.ru).