Постановка задачи при проектировании сайта
Разрабатывая проект самостоятельно, вы ограничены только своей фантазией и техническими возможностями. Это приятно, но генерация стоящей идеи всегда считалась наиболее сложным этапом в производственном процессе. Обратите внимание - кто получает больше всех в дизайн бюро?
Правильно - креативщики, а у программистов - постановщики задач (если, конечно не считать бухгалтеров и владельцев предприятий :) ). В силу лени человеческой, гораздо проще попытаться найти какую-нибудь халяву и «озолотится», однако, сама по себе халява ничего хорошего и долговременного дать не может, поэтому, приходиться думать и, по возможности, как можно чаще.
Но, допустим, у вас уже есть прекрасная идея, которая будет приносить вам колоссальную прибыль! Не бегите к компьютеру, а составьте маркетинговый план.
Прежде всего возьмите бумажку, ручку и ответьте для себе на несколько вопросов.
1. В чем суть вашего сайта?
В интернет ежедневно публикуются миллионы документов, и неграмотное позиционирование вашего сайта на поисковых машинах и службах каталогов сильно усложнит вам труд по дальнейшему его продвижению. Сразу определите для себя что есть ваш сайт: домашняя страница, газета новостей, доска объявлений, бизнес страница (прайс, вывеска), клуб и т.д.
Следует отметить, что это не иерархия, а именно разные маркетинговые и смысловые ниши, поэтому намеренное отнесение себя в «чужую» область может принести только кратковременный положительный эффект с быстрым регрессом впоследствии.
2. Почему нужен ваш сайт?
Один из самых важных вопросов, который следует себе задать - это почему читателей должен заинтересовать ваш сайт. Точно установив эту причину, вы сможете использовать такие заголовки, врезки, элементы дизайна и даже URL-адрес, чтобы максимально привлечь и удерживать внимание читателя.
В большинстве случаев, читатель абсолютно пассивен и не заинтересован в прочтении того, что вы хотите ему преподнести - это отправная точка в дизайне и маркетинге - читателю все равно, что вы там «накалякали». Выделив эту индифферентность, можно попробовать найти пути для ее обхода.
Путей таких великое множество, но, точно зная, почему ваш сайт может заинтересовать читателя, вы легче найдете и спланируете нужные маркетинговые ходы.
3. Кто ваша аудитория?
Даже если вы обладаете слогом братьев Стругацких или Рональда Толкиена, даже если ваш сайт публикует экзаменационные билеты к ближайшей сессии и/или рейтинг надежности банков, обновляемый ежедневно, даже в этих случаях вы не можете быть уверены, что каждый вошедший в интернет с радостью и немедленно побежит читать ваш сайт.
Если ваш сайт представляет интерес, содержит какую-то информацию, регулярно обновляется, то, при благоприятных обстоятельствах, у него складывается определенный круг постоянных читателей, называемый целевой аудиторией.
Определение целевой аудитории - одна из первостепенных задач в планировании проекта. Кто ваши читатели - школьники или люди за 30, одинокие мужчины или замужние женщины, поклонники джаза или любители тяжелого металла? Каждая из этих категорий людей предъявляет свои специфические требования к вашему сайту.
Точный выбор аудитории, к которой вы адресуетесь, во многом определяет облик вашего сайта, причем влияние это, возможно, гораздо глубже, чем вы думаете. От этого зависит дизайн, содержание, эргономика, количество текста, его сложность, места раскрутки, баннеры и многое, многое другое.
Естественно, что первым приходит на ум содержание. Посудите сами: школьнику, который учится в 8-9 классе, наверное, не будет интересно читать свежие котировки ценных бумаг, а пожилая дама не будет читать такие издания как ComputerWeek.
Наверное вы обращали внимание, что одни книжки (речь идет о художественной литературе) читаются быстро, а другие тянешь страницу за страницей, а, порой, вообще откладываешь, так и не дочитав до конца. Все просто. У первых - легкий, воздушный, почти невесомый стиль (например возьмите Ремарка или Стругацких), а у вторых - тяжелый, давящий, напряженный (например Джойс или Рабле). Причина, этого в близости текста к читателю, совпадении обиходных слов, их длины, скорости чтения и пр.
Таким образом, очень большое значение приобретает стиль, которым вы пишете. Не следует забывать, что у разных людей разный словарный запас (не только больше меньше - есть еще и профессиональные навыки), а частое использование слов вроде «конвергенция», «реэкстракция» или «парадигма» резко сужает вашу аудиторию.
Оформление зависит от аудитории не меньше. Согласитесь, что глупо оформлять финансовый бюллетень также как журнал «Птюч». Однако и тут есть подвох - не все так просто. Вы, наверное, часто встречали выражение «Интуитивно понятный», а задумывались ли вы когда-нибудь, что это «интуитивное понятие» у каждого отдельно взятого человека свое? Оно (понятие) зависит от образования, воспитания, места жительства, родного языка и т.д. и т.п... Таким образом, даже сами принципы навигации по сайту и его (сайта) организации различаются в зависимости от целевой аудитории.
Следует также учитывать в своей работе такие физиологические особенности, как скорость чтения (подростки и пожилые люди читают медленнее), цветовое восприятие человека, острота зрения...
Каждая отдельная работа требует индивидуального подхода и тщательной проработки. В общем случае - вы определяете свою целевую аудиторию, затем выделяете ее основные черты и характеристики и, уже с учетом полученных данных, строите свой сайт. После этого через некоторый срок эксплуатации проверяете (анкетами, тестами, счетчиками и просто по письмам) итоговую аудиторию (она может сильно отличаться от планируемой) и корректируете содержание с учетом новых данных.
Обратите внимание, что аудитория динамична и ее состав надо периодически проверять.
4. Какого рода информацию вы собираетесь представить?
Очень важно начать планирование сайта с определения того, что должно быть на странице. Эта задача, на самом деле, важнее, чем кажется. Например, отсутствие оглавления на каждой странице увеличивает обращение к первой странице, т.е. «накручивает» счетчик, но при этом, если у человека медленный модем, то он может больше не захотеть с вами связываться.
Или другой пример: кнопочки навигации «вперед», «назад» могут очень сильно облегчить навигацию, но есть риск того, что пользователь не поймет, куда ведет кнопка «вперед», особенно, если структура вашего сайта нелинейна.
Кстати, одновременно можно составлять список «Чего ни при каких обстоятельств не должно быть на вашей странице», что тоже очень важно. Это позволит сформировать ряд принципов оформления таким образом, чтобы потом его не испортить, желая поставить «ну вот эту еще одну маленькую фитюлечку»
5. Какие есть ограничения?
Какой размер страницы и сайта вы можете себе позволить? Какой поток посетителей может выдержать ваш сервер? Должен ли ваш сайт соответствовать корпоративному стилю? Есть ли что-либо, чего вы не можете сделать или позволить себе технически? Все эти и многие другие вопросы лучше выяснить до того, как вы приступите к макету и начнете собирать свой сайт. Иначе потом будет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы...»
Кстати сказать, проблем такого рода не счесть, можно с гарантией утверждать, что их больше, чем вы сейчас думаете. Известный американский социолог Р. Э. Парк говорил: «Если вам кажется, что важных факторов слишком много, значит вы не представляете полной картины». Все что вы не учтете потом всплывет, причем, порой, самым неожиданным образом.
Например, подумайте о том как часто вы сможете обновлять свои страницы и отвечать на письма читателей.
А вот еще пример - на многих бесплатных серверах есть обязательное требование - размещение их баннеров - это очень сильно связывает руки.
6. Каков бюджет предприятия?
Этот вопрос обычно не представляет сложностей - сколько денег есть на это дело столько и потратим. Тем не менее, обратите внимание, что я поставил этот вопрос в самый конец - это неспроста. Мне кажется, что прежде, чем сказать: «Сколько можно потратить?», следует определиться с вопросом: «На что нужно потратить?», а уже затем умерять свои аппетиты.
Все пока! Теперь приступим к созданию принципиальных схем, рисованию макета, написанию текстов... и пр.