PR для стартапа: как стать любимчиком публики за 3,5 шага

19:30

Что делать, чтобы компанию узнавали на рынке? Как заинтересовать журналистов и попасть в СМИ? С чего начать PR-кампанию? Ответы на эти и другие вопросы в нашем руководстве.

Шаг 0. Подготовка

Думаете, что заниматься пиаром стартапа может только профессионал и исключительно за большие деньги? Это не так. С большей частью работы легко справится команда, и это не потребует больших материальных вложений. Если аудитория проекта известна, цели пиара поставлены и конкретные задачи ясны, то нужно только время.  

Шаг 1. Создайте образ

Что это дает: прямые ассоциации с компанией, повышение узнаваемости.

Чтобы запомниться аудитории, необходимо придумать яркий образ. Если о брендинге вы знаете только в теории, то сосредоточьтесь на истории компании: это может быть красивая, запоминающаяся легенда. Крупные фирмы часто используют этот прием, например, Coca-Cola, Apple, Ford и т.д.… Вы без труда продолжите список сами. Журналисты любят разгадывать загадки возникновения брендов, поэтому у вас появятся все шансы засветиться в СМИ.

Часто бизнес ассоциируется с его основателем. Поэтому лидер команды в любой момент должен быть готов к вниманию публики. В идеале продумать каждую мелочь: от внешнего вида до манеры речи. Но начать можно с базовых вещей:

  1. Познакомьтесь с построением личного бренда. 
    К счастью, на сегодняшний день можно найти большое количество материалов. Вот несколько книг для начала: «Личный бренд» Л. Линн, П. Ситкинс, «Я-бренд» М.Эко, «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь» И. Манн.
     
  2. Научитесь рассказывать истории (storytelling). 
    В том числе и на публике. Подумайте, что из вашей биографии, кроме резюме, будет полезно и важно узнать аудитории и СМИ. Поучительные (незанудные) и смешные случаи из вашей жизни лучше запомнятся и сфокусируют внимание аудитории.
     
  3. Почистите аккаунты в социальных сетях.
    Там не должно быть провокационных фотографий и заявлений, глупых статусов и прочего мусора. Если вы вызовете интерес аудитории, то ваши профили будут тщательно просканированы. И не раз.  Для журналистов это отличный источник информации, важно, чтобы он работал на вас. 
     
  4. Постоянно развивайтесь.
    Профессионально и физически. Во-первых, это полезно. А, во-вторых, без этого вашей аудитории рано или поздно станет скучно. Каждая победа, новая прочитанная книга, даже 10-тикилометровая пробежка (если их правильно подать) — уже инфоповод.

Шаг 2. Делитесь знаниями

Что это дает: развитие компетенций, внимание журналистов, доверие аудитории.

За ярким образом должен скрываться глубокий человек. Люди склонны доверять профессионалом. Если вы запустили компанию, то наверняка обладаете знаниями, которыми можете поделиться. Продумайте свои сильные стороны, составьте список тем и… делитесь.

Для начала это могут быть страницы в социальных сетях, корпоративный или персональный блог, сайт компании. Следите за грамотностью речи. Качественные заметки с большой охотой публикуют отраслевые СМИ. Выберите подходящие и предложите им свою статью. Но никогда не отправляйте один и тот же материал в разные издания. Это табу.

Не ограничивайтесь текстами. По возможности снимайте ролики (здесь важный принцип – лучше меньше, но лучше), готовьте аналитические материалы: инфографику, таблицы, презентации. У вас должны быть фото и графические материалы вашего продукта. Все это обязательно найдет применение.

Следите за запросами журналистов, ваше экспертное мнение может прийтись кстати. Это могут быть тематические группы в социальных сетях, например «Помогите журналисту» на Facebook, или специальные сервисы (как PressFeed.ru). Если вы компетентны в своей отрасли и умеете доступно излагать мысли, то ваш комментарий наверняка попадет в СМИ.

Не бойтесь выступать на конференциях, форумах и мастер-классах. Позвоните организаторам и предложите свою кандидатуру в качестве спикера. Всегда есть вероятность, что вас пригласят. А если нет, то организуйте свой. Это может быть и встреча оффлайн, и вебинар.

Люди начнут обращаться к вам за советом, рекомендовать друзьям, а журналисты выстроятся в очередь за комментариями.

Шаг 3. Общайтесь

Что это дает: повышение узнаваемости, устойчивые связи, признание профессионального сообщества.

Личное общение наиболее эффективное. Заводите знакомства — связи решают многое. Важно, чтобы вас знали в отрасли. Для этого посещайте мероприятия и будьте активны в социальных сетях.

  • Не бойтесь «добавляться в друзья».
  • Не бойтесь обращаться за советом.
  • Не будьте навязчивыми.

В свою очередь, подумайте, чем вы можете быть полезны. Помните про принцип «услуга за услугу». Результатом такого общения может стать удачное партнерство, в том числе по взаимопиару.

Общайтесь со СМИ. О стартапах пишут как нишевые блогеры, так и федеральные издания. Делайте ставку на отраслевые ресурсы: RusBase, Firrma.ru, Roem.ru, ЦП.

Подготовьте короткий текст, не больше страницы, написанный по принципу elevator pitch. В нем должна быть информация о компании, миссия, описание отрасли, инновация и потенциальный рынок. Не забудьте указать компетенции и контактную информацию.

Найдите журналистов, статьи которых наиболее близки вам по тематике, постарайтесь с ними познакомиться. Вот список российских журналистов, пишущих о стартапах, а вот зарубежных. Напишите им письма на почту (лучше избегать сообщений в социальных сетях) с новостью о компании. Важно обходиться без фраз «уникальный продукт», «самая инновационная инновация» и прочее. Пишите строго по делу и прилагайте как можно больше фактов. Определить, значимая ли новость, поможет алгоритм от «Коммерсанта». Если вы предпочитаете по старинке рассылать пресс-релизы, то вам помогут специальные сервисы: presuha.ru, pronline.ru, b2blogger.com.

Шаг 3,5. Действуйте

Что это дает: измеримые результаты.

Даже самая прорывная идея нуждается в PR. Пиар конвертируется в деньги потребителей и инвестиции, удерживает текущую аудиторию и привлекает новую, помогает создавать положительную репутацию.

Да, это требует времени. Так что начинайте прямо сейчас.