Нужна ли на сайте обязательная регистрация?

13:33

Вебмастера все чаще отказываются от опции регистрации и авторизации или стараются максимально упростить эту малоприятную процедуру. Конечно же, пользователи негативно относятся к регистрации, воспринимая ее в качестве ненужной преграды на пути к свободному взаимодействию с сайтом.

Сомнения возникают и у владельцев интернет-магазинов, где регистрация неизбежно снижает количество продаж, усложняет работу с продающей площадкой. И если раньше любой онлайн-магазин сразу просил посетителей зарегистрироваться и авторизоваться, то сейчас такие запросы встречаются реже.

Нужна ли вообще на сайте регистрация? В каких случаях без регистрации не обойтись? Почему пользователи так не любят данную процедуру? Как упростить систему регистрации на сайте? Ответы на эти вопросы и станут темами нашей статьи.

Регистрационная форма глазами людей

Пользователи не желают регистрироваться на сайтах только потому, что это отнимает какое-то время, требует дополнительных действий. Новый посетитель, который сталкивается с формой регистрации, в разных случаях должен:

  • ввести адрес своей электронной почты и подтвердить его (пройдя по ссылке в письме);
  • указать и подтвердить номер мобильного телефона (с помощью SMS-кода);
  • придумать уникальный псевдоним (никнейм), указать фамилию, имя и даже отчество;
  • установить фото или картинку для профиля;
  • указать в личных настройках свои платежные данные;
  • заполнить целую кучу самых различных полей из серии «О себе»;
  • придумать уникальный, сложный пароль, а потом запомнить его;
  • пройти авторизацию (стандартную или «социальную»);
  • использовать собственный профиль для написания комментариев или отзывов;
  • доказать, что является реальным человеком, а не роботом;
  • выполнить какие-то другие дополнительные действия для получения доступа к сайту.

Чем больше таких пунктов использует вебмастер для регистрации новых участников, тем большую преграду они создают для людей.

Если же в рамках веб-сайта одновременно задействовать все поля объемной и обязательной регистрационной формы, то зарегистрированных пользователей окажется очень немного (или их не будет совсем).

Отдельно стоит остановиться на личных (секретных) данных, которые люди вводят с особенной неохотой. Если для работы с ресурсом пользователю нужно указать номер кредитной карты, прикрепить сканы паспорта, ввести паспортные данные или пароли от других сайтов, добавить обязательное личное фото, то лишь единицы пройдут весь процесс до конца.

Мы бы не рекомендовали в одной регистрационной форме запрашивать у посетителя более 2-х параметров из списка, приведенного выше. Если же этого мало для нормальной работы с системой, то регистрацию нужно делить на этапы и запрашивать сведения в порядке очереди (по мере возникновения реальной необходимости).

А нужна ли вообще регистрация?

Рассмотрим несколько типичных целей, которые достигаются с помощью регистрационной опции. Попутно разберемся, нельзя ли решить эти задачи как-то иначе, т.е. без регистрации.

1. Сбор постоянных покупателей.

Неопытный вебмастер считает, что с помощью регистрации он собирает вокруг сайта целевую аудиторию, которая будет возвращаться на сайт снова и снова. На практике так не бывает. Если человек не нуждается более в интрнет-магазине, то, даже зарегистрировавшись, он вряд ли вернется обратно. И это не говоря о том, что еще до прохождения регистрации возникнут нежелательные отказы.

Значительно проще и эффективнее собирать не зарегистрированных случайных участников, а целевых подписчиков. Люди, которые добровольно согласятся получать сообщения с сайта по почте, будут охотнее читать эти письма и не станут мгновенно их удалять, переносить в папку «Спам».

2. Сбор личных сведений.

Наличие регистрационной формы нередко объясняется необходимостью получения статистических данных о целевых посетителях и постоянных клиентах. Но даже если зарегистрированный пользователь что-то купит в интернет-магазине, он вряд ли захочет получать частые рекламные письма.

Все необходимые сведения о посетителях можно собрать с помощью аналитических сервисов, счетчиков посещаемости, отстроенной системы меток (целей), так называемых «трекеров».

В крайнем же случае вебмастер может использовать в регистрационной форме только 2 поля: «E-mail» и «Имя».

3. Платежные данные.

Новички по неопытности считают, что клиентам будет удобнее сразу указывать платежные данные, а затем их использовать. В реальных условиях лишь незначительный процент посетителей становится покупателями. При этом запрос личных данных неизбежно спугнет какую-то часть потенциальных клиентов, понизит конверсию сайта.

Люди опасаются вводить свои данные на сайте интернет-магазина, им проще произвести финансовые операции внутри платежной системы, где защищенность повыше. Следовательно, вебмастеру нужно максимально отсрочить сбор личных данных, запрашивать их только у тех посетителей, которые точно готовы что-то купить или заказать.

4. Возврат посетителей.

Многие сайты запрашивают личные данные только затем, чтобы потом:

  • рассылать электронные письма;
  • предлагать рекламные продукты, скидки и бонусы;
  • составлять клиентские базы и с ними работать;
  • каким-то образом возвращать посетителей.

Такой подход все еще существует, хотя всем прекрасно известно, насколько неприятны нежелательные звонки, неожиданные рекламные сообщения, переспамленные рассылки.

Если человек не желает контактировать с администрацией сайта, он предпримет все возможные меры, дабы это предотвратить.

Другими словами, навязчивость (надоедливость) в области онлайн-бизнеса лишь ухудшит репутацию сайта, повысит уровень недовольства и раздражительности среди бывших клиентов, приведет к ненужным отказам.

Когда нельзя без регистрации

От обязательной регистрации в большинстве ситуаций можно легко отказаться, не нарушив работоспособности и эффективности сайта. Именно к этому должен стремиться вебмастер, повышая юзабилити веб-ресурса.

С другой стороны, существует и небольшой ряд исключений, где без регистрации просто не обойтись. Но даже в этом случае лучше сократить и упростить обязательную регистрационную форму:

  • оставив лишь самые важные пункты;
  • разбив регистрацию на несколько уровней;
  • реализовав опцию отложенной регистрации;
  • предоставив посетителям возможность выбора (регистрироваться или нет);
  • предложив альтернативную функцию «социальной авторизации».

Анализируйте свой магазин и принимайте решение - включать регистрацию или нет.

В интернет-магазиназ на Сайт-Менеджере включить или выключить регистрацию при оформлении покупки можно в настройках модуля Заказы и продажи.