Зачем Facebook купил регистратора доменов?

20:14

Менее двух недель назад социальная сеть Facebook приобрела доменного регистратора RegistrarSEC. Тогда этот шаг наблюдатели сочли весьма странным: регистрационный бизнес явно не выглядит приоритетным для Facebook. Интернет-гигант давно и успешно пользуется для собственных доменов услугами крупного регистратора MarkMonitor. Кроме того в управлении RegistrarSEC находились всего лишь 11 доменных имен. Однако разгадка, судя по всему, найдена – и имеет черты детективной интриги.

Как сообщает Domain Incite, два дня назад под управление RegistrarSEC перешел домен Instagram.com принадлежащего Facebook сервиса Instagram. При этом все остальные домены сервисов Facebook – facebook.com, whatsapp.com, fb.com и т.д. – так и остались под управлением MarkMonitor. Объяснение, очевидно, находится в судебной тяжбе, которую ведет китайское семейство Жу. В свое время домен Instagram.com принадлежал главе семьи, господину Вей Минь Жу, который удачно купил это доменное имя у некоего американского доменного инвестора, вскоре после чего скончался, оставив безутешную вдову и трех дочерей.

В январе 2011 года семья Жу продала домен сервису Instagram на 100 тысяч долларов. Но теперь, видимо, наследницы решили, что продешевили. В настоящий момент они судятся между собой, ставя под угрозу интересы миллионов пользователей Instagram. Вдова господина Жу и две его дочери обвиняют третью дочь в том, что она продала доменное имя Instagram, нарушив их права на наследство.

Ситуация выглядит очень похожей на банальный киберсквоттинг. Однако китайский суд может не разобраться во всех деталях и принять решение, обязывающее регистратора домена Instagram.com вернуть его прежним владельцам. А может заблокировать на время разбирательств. Легко представить, каким колоссальным ударом по бизнесу станет такое решение.

Регистратор может и не прислушаться к требованию китайского суда, но риск слишком велик, а потому в Facebook сочли нужным подстраховаться и перевести домен в ведение регистратора, чье решение социальная сеть примет сама. Для этого и потребовалась покупка RegistrarSEC. Эту догадку подтверждает и следующее обстоятельство.

В Facebook вполне могли бы создать собственную компанию-регистратора и аккредитовать ее в ICANN, причем это обошлось бы дешевле, чем покупка. Но это достаточно длительный процесс, а суд по иску семейства Жу идет уже сейчас, и действовать нужно было оперативно.